Нееман Ювал. Электронная еврейская энциклопедия

Нееман Ювал

КЕЭ, том 5, кол. 676–677
Опубликовано: 1990
Обновлено: 26.04.2006
Ю. Нееман. Фотоархив Кнесета.

НЕЕМА́Н Ювал (1925, Тель-Авив, – 2006, там же), израильский физик и политический деятель, полковник запаса, выходец из семьи старожилов Тель-Авива (дед Неемана один из 60-ти основателей города). Окончил гимназию «Герцлия» и хайфский Технион (в 1946 г., по специальности механика и электричество). В Войну за независимость служил в отборной части Гив‘ати Армии обороны Израиля; во время Синайской кампании был заместителем начальника военной разведки. В 1958–60 гг. Нееман — военный атташе в Лондоне, где одновременно вел интенсивные научные исследования в области атомной физики в Имперском колледже естественных наук и техники при Лондонском университете. В 1961–63 гг. — научный руководитель лаборатории Израильской комиссии по атомной энергии в Нахал-Сорек (см. Государство Израиль. Наука. Научная деятельность в промышленности. Энергетические исследования), с 1965 г. — профессор и глава отделения физики Тель-Авивского университета, в 1971–75 гг. его президент; в 1975–79 гг. — советник министра обороны по вопросам науки.

Активную политическую деятельность Нееман начал после Шестидневной войны, основав движение «За неделимый Израиль». В 1979 г., после подписания мирного договора с Египтом, создал и возглавил движение Ха-Тхия, которое выступало против каких-либо территориальных уступок арабам. Нееман — депутат Кнесета 10-го, 11-го и 12-го созывов, в 1981–84 гг. — министр науки и развития, затем науки и технологии, в 1990-92 гг. — министр энергетики и инфраструктур, науки и технологии. Многие годы участвовал в борьбе за право советских евреев на возвращение в Израиль и улучшение условий их (особенно ученых) абсорбции в стране.

Нееман достиг выдающихся результатов в научных исследованиях. Он один из создателей теории унитарной симметрии, открывшей путь к решению фундаментальной и наиболее сложной проблемы атомной физики — классификации элементарных частиц. В 1961 г. Нееман, независимо от М. Гелл-Мана, обосновал принцип разбиения адронов (элементарные частицы, участвующие в сильных взаимодействиях, — протон, нейтрон, гипероны, мезоны и все резонансные частицы) на супермультиплеты (семейства частиц, обладающие некоторыми выделенными общими свойствами), в результате чего стало возможным предсказание свойств еще не открытых частиц (сам Нееман предсказал, в частности, существование устойчивой частицы омега-минус, позднее обнаруженной экспериментально). Это открытие позволило также обосновать одну из интереснейших гипотез современной физики — гипотезу кварков, то есть структурных частиц, из которых состоят все другие элементарные частицы. В последующие годы Нееман плодотворно работал в области квантовой теории поля, теории гравитации и в других областях современной физики. Научные заслуги Неемана отмечены рядом премий, в том числе Государственной премией Израиля (1969); медалью А. Эйнштейна (США, 1970), медалью Коллеж де Франс (Франция, 1972) и другими наградами. Нееман — член Национальной АН США и многих других иностранных научных обществ.

СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Просвещение. Культура. Наука. Спорт