Майтнер Лизе. Электронная еврейская энциклопедия

Майтнер Лизе

МА́ЙТНЕР Лизе (Meitner, Lise; 1878, Вена, – 1968, Кембридж), австрийский физик и радиохимик. Окончила Венский университет (1906). Физику ей преподавал Л. Больцман. В 1907 г. поехала в Берлин, начала заниматься научно-исследовательской работой вместе с О. Ганом, руководителем был М. Планк. В 1912–15 гг. работала ассистентом в Институте теоретической физики, затем руководила физическим отделом Института химии в Берлине (1917–38). Одновременно преподавала в Берлинском университете (с 1922 г.; с 1926 г. — профессор). В 1938 г. Майтнер пришлось прервать работу, она эмигрировала в Швецию и в том же году начала работать в Нобелевском институте. С 1947 г. — профессор Высшей технической школы в Стокгольме. После ухода на пенсию в 1960 г. жила в Англии.

Майтнер внесла фундаментальный вклад в исследования по ядерной физике. Совместно с О. Ганом она разработала метод выделения продуктов альфа-распада (1909), установила наличие моноэнергетических групп в спектрах бета-лучей (1911) и показала, что они являются результатом внутренней конверсии гамма-лучей. В 1918 г. она открыла радиоактивный элемент протактиний. В 1922–24 гг. исследовала дискретные энергетические состояния ядра, в 1930-е гг. изучала ядерные реакции, происходящие при облучении урана нейтронами. Майтнер, Ган и Штрассман совместно работали в 1934–38 гг. Расщепление атома было открыто в декабре 1938 г., когда Майтнер уже уехала из Германии, и работа была опубликована Ганом и Штрассманом без упоминания ее имени. Уже находясь в Швеции, в 1939 г. Майтнер со своим племянником О. Р. Фришем (1904–79) впервые дала теоретическое объяснение опытам О. Гана и Ф. Штрассмана по расщеплению ядер урана. Позже Нобелевскую премию получил только О. Ган.

Майтнер была выдающимся экспериментатором своего времени. А. Эйнштейн называл ее «наша Мария Кюри», однако ее роль в физике пока недостаточно раскрыта; в последние годы появляются работы, посвященные ее деятельности, в которых восполняется этот пробел.

предыдущая статья по алфавиту Майский Михаил Мак Джулиан Уильям следующая статья по алфавиту