Бронштейн Матвей. Электронная еврейская энциклопедия

Бронштейн Матвей

КЕЭ, том Доп. 2, кол. 236
Опубликовано: 1995

БРОНШТЕ́ЙН Матвей Петрович (1906, Винница, – 1938, Москва), советский физик и литератор. Родился в семье врача. Еще подростком заинтересовался квантовой и релятивистской физикой. Первая научная публикация Бронштейна (о световых квантах) появилась в 1925 г. После окончания физико-математического факультета Ленинградского университета (1926–30) работал в физико-техническом институте АН СССР (впоследствии имени А. Ф. Иоффе), был профессором Ленинградского политехнического института и Ленинградского университета. Области научных исследований Бронштейна — теоретические проблемы физики полупроводников, ядерной физики, астрофизики и, особенно, теория гравитации (его докторская диссертация «Квантование гравитационных полей» /1935/ привлекла внимание научной общественности в Советском Союзе и за рубежом).

Бронштейн был одним из зачинателей советской научно-популярной литературы для детей. Он — автор книг «Солнечное вещество» (М., 1936; об открытии гелия), «Атомы, электроны, ядра» (М., 1936; об элементарных частицах), «Лучи Икс» (М.—Л., 1937; об открытии рентгеновских лучей).

В конце 1937 г. в разгар сталинского террора Бронштейн по ложному доносу был арестован и вскоре погиб в Лубянской тюрьме.

Жена Бронштейна, Лидия Чуковская (1907–96; дочь известного русского писателя К. Чуковского и матери-еврейки), известная писательница и переводчица, деятельница правозащитного движения (см. Самиздат).

ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) > Вклад евреев в культуру, науку, экономику