главная  |  галерея  |  викторина  |  отзывы  |  обсуждения  |  о проекте
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ?
Поиск статьи по названию...
Каталог книг «Библиотеки-Алия»
БИБЛИЯ
ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИУДАИЗМ
ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
ЕВРЕИ РОССИИ (СССР)
ДИАСПОРА
ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ
СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА
ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Rambler's Top100
«Ма‘арив». Электронная еврейская энциклопедия

«Ма‘арив»

КЕЭ, том 5, кол. 6
Опубликовано: 1990
Обновлено: 23.11.2015

«МА‘АРИ́В» (״מַעֲרִיב״; от עֶרֶב, `вечер`), на протяжении многих лет – вторая по тиражу (после «Иеди‘от ахаронот») газета Израиля. Основана Азриэлем Карлибахом (1908–56) совместно с группой журналистов, покинувших редакцию «Иеди‘от ахаронот». Начала выходить 15 февраля 1948 г.

Карлибах выработал своеобразный газетный стиль, отличавшийся живостью и гибкостью, что привлекло к его газете многочисленных читателей. С 1956 по 1974 г. главным редактором издания был Арье Дисенчик (1907–78). В 1970 е гг. «Ма‘арив» стал ведущей газетой, средний тираж которой достигал 160 тыс. экземпляров в будние дни и 210 тыс. по пятницам, когда выходил расширенный выпуск с многочисленными приложениями. В эти годы девизом газеты стали слова: «מעריב – העיתון של המדינה» (“«Ма‘арив» – самая популярная газета страны”).

К концу 1970-х гг. тираж «Ма‘арива» начал сокращаться и постепенно уступил тиражу «Иеди‘от ахаронот». С появлением третьей вечерней газеты – «Хадашот» («Новости») – тираж обоих изданий сократился, однако «Ма‘арив» прочно удерживал второе место. В 1970–80-е гг. пост главного редактора «Ма‘арива» последовательно занимали: Шалом Розенфельд (1914–2008), Шмуэль Шницер (1919–99) и Идо Дисенчик. Им не удалось справиться с падением популярности газеты и вернуть ей внимание массового читателя. Более образованная леволиберальная читательская аудитория предпочитала «Ха-Арец», считая «Ма‘арив» недостаточно серьезным изданием, тогда как в городах развития и на периферии «Ма‘арив» всё больше проигрывал «Иеди‘от ахаронот». Усилия, предпринимавшиеся редакцией газеты с тем, чтобы удовлетворить запросы как интеллектуалов, так и самых широких кругов общества, оказывались контрпродуктивными. «Ма‘арив» терял свою нишу на рынке средств массовой информации в Израиле, и в конце 1980-х гг. его тираж был втрое ниже, чем тираж «Иеди‘от ахаронот». Выпуск газеты приносил ее владельцам всё большие убытки.

Перемены наступили после покупки «Ма‘арива» в 1990 г. крупнейшим британским газетным магнатом Робертом Максвеллом (1923–91). Изменился формат приложений. Новости стали разнообразнее и публиковались более оперативно. Были приобретены новые многоцветные печатные машины, изменился внешний вид газеты.

В обстановке массовой алии из Советского Союза Р. Максвелл решил издавать в Израиле в рамках издательского концерна «Ма‘арив» газету на русском языке. В апреле 1991 г. стал выходить еженедельник «Время», главным редактором которого был Э. Кузнецов (род. в 1939 г.). Вскоре Р. Максвелл погиб при загадочных обстоятельствах (возможно, покончил жизнь самоубийством). После смерти Р. Максвелла и банкротства его газетной империи «Ма‘арив» перешел в собственность семьи Нимроди. Издателем газеты стал Я‘аков Нимроди (род. в 1926 г.), главой концерна – его сын Офер Нимроди (род. в 1957 г.), а главным редактором — известный израильский журналист Дан Маргалит (род. в 1939 г.). Новый издатель начал вмешиваться в редакционную политику, требуя, чтобы направление публикаций «Ма‘арива» было подчинено его финансовым интересам. Д. Маргалит ушел в отставку уже в 1992 г., и на его место был назначен Я‘аков Эрез (род. в 1939 г.), остававшийся редактором «Ма‘арива» на протяжении десяти лет – до 2002 г. Финансирование газеты «Время» было сокращено в несколько раз. Это привело к снижению ее тиража, а также к конфликту с журналистами, в результате которого они перешли в издательский дом «Иеди‘от ахаронот» и под его эгидой начали выпускать газету «Вести».

Борьба между двумя крупнейшими израильскими газетами обострилась настолько, что стороны стали применять в ней незаконные методы, в том числе обращаясь к услугам частных детективов, которые использовали подслушивающие устройства. В 1993 г. О. Нимроди провел несколько месяцев в тюремном заключении.

Во второй половине 1990-х гг. газета «Ма‘арив», стремясь соответствовать запросам массового читателя, приобрела более развлекательный характер. Выходили местные газеты, выпускаемые концерном «Ма‘арив» (первой начали издавать газету «Зман Тель-Авив»). По воскресеньям в номере «Ма‘арива» публиковалось приложение «Бе-кеф» (туризм, путешествия, рестораны, кулинарные рецепты), по понедельникам — «Сигнон» (женский журнал), по вторникам — «Ма‘арив асаким» (журнал для бизнесменов) и т. д. По пятницам выходил расширенный номер газеты, состоявший из следующих частей: «Мусаф ха-шаббат» (расширенный обзор актуальных событий), «Соф шавуа» (недельный журнал), «Промо» (культура и развлечения, теле- и радиопрограмма), а также местное приложение. Издание, однако, оставалось убыточным.

В 2002 г. редактором «Ма‘арива» был назначен известный израильский журналист Амнон Данкнер (1946–2013), возглавлявший газету на протяжении последующих пяти лет. Ему удалось привлечь к работе в «Ма‘ариве» ряд новых ярких авторов, колонки которых нередко вызывали оживленные дискуссии в обществе. В разные годы с газетой сотрудничали известные израильские писатели, журналисты и общественные деятели Эфраим Кишон, Амнон Рубинштейн, Иосеф Лапид и многие другие. Концерн «Ма‘арив» издавал следующие журналы: «Нейшенал джиографик» (на иврите), «Ат» (женский журнал), «Ма‘арив ле-но‘ар» (молодежный журнал), «Ма‘арив л-иладим» (детский журнал). В июне 2004 г. был создан интернет-сайт «Ма‘арив NRG».

После отставки А. Данкнера в 2007 г. соредакторами «Ма‘арива» стали Дорон Глазер (род. в 1952 г.) и Рути Юваль (род. в 1955 г.). Уже в 2009 г. они подали в отставку, и на их место был назначен Иоав Цур (род. в 1954 г.). Он провел ряд болезненных сокращений и увольнений, которые были следствием тяжелого финансового положения издательского дома. Среди прочего в целях экономии были закрыты экономическое приложение, а также приложение, посвященное культуре и искусству.

После того как в 2010 г. 30% акций «Ма‘арива» были проданы семьей Нимроди Заки Ракиву (род. в 1959 г.), новым главным редактором газеты был назначен Ави Мешуллам (род. в 1977 г.). Однако менее чем через год газета была перепродана вновь, владельцем 61% ее акций стала инвестиционная компания IDB (еще 27% акций остались в собственности семьи Нимроди), а новым главным редактором был назначен Нир Хефец (род. в 1965 г.; в 2009–10 гг. возглавлял Службу информации в администрации главы правительства Биньямина Нетанияху). Облик «Ма‘арива» стал более солидным, возобновился выпуск закрытых ранее приложений. Однако процесс возвращения читателей требовал времени, к чему владельцы издания, вынужденные поддерживать его существование, несмотря на продолжающиеся убытки, оказались не готовы.

В ноябре 2012 г. издательский дом «Ма‘арив», включая одноименную газету, интернет-сайт и 11 выпускаемых им журналов, был перепродан вновь. Его владельцем стал Шломо Бен-Цви (род. в 1964 г.), спустя считанные месяцы занявший пост главного редактора газеты. Параллельно с этим Ш. Бен-Цви с 2009 г. был главным редактором газеты «Макор ришон» («Первоисточник»). В целях экономии Ш. Бен-Цви стремился объединить редакции двух изданий, что вызывало резкое противодействие работников «Ма‘арива». 7 ноября 2012 г. из-за забастовки сотрудников газета не вышла по графику – впервые в своей истории. После этого была уволена большая часть журналистов, работников типографии и административных сотрудников газеты, а здание «Ма‘арива» было освобождено и перепродано с целью строительства на его месте многоэтажного бизнес-центра. 9 марта 2014 г. вышел последний полноценный номер газеты; на протяжении последующих полутора месяцев с целью выполнения обязательств перед рекламодателями печаталась сокращенная версия издания, распространявшаяся бесплатно, но 29 апреля 2014 г. и ее выпуск был прекращен.

После изнурительных судебных тяжб в апреле 2014 г. «Ма‘арив» был перепродан вновь; его владельцем стал основной собственник газеты «Джерузалем пост» Эли Азур (род. в 1958 г.). В мае 2014 г. издание ежедневной газеты было возобновлено под названием «Ма‘арив ха-шавуа», а пятничного выпуска – под названием «Ма‘арив софшавуа». Соредакторами газеты являются Дорон Кохен и Голан Бар-Иосеф. В ней печатаются такие серьезные публицисты как Алон Бен-Давид, Калман Либскинд, Шломо Шамир, Иоси Мельман и другие. Так как сайт «Ма‘арив NRG» был перепродан отдельно и более не имеет отношения к газете «Ма‘арив», то для размещения материалов газеты в интернете был создан новый портал www.maariv.co.il.

 СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ > Общественно-политическая и религиозная жизнь
Версия для печати
 
Обсудить статью
 
Послать другу
 
Ваша тема
 
 
Первая полоса газеты «Ма‘арив» за 12 сентября 2001 г.

Первая полоса газеты «Ма‘арив» за 12 сентября 2001 г.
 


  

Автор:
  • Редакция энциклопедии
    вверх
    предыдущая статья по алфавиту Ма‘арив Ма‘асе-бух следующая статья по алфавиту